«Роса», «Матрешка» и «Победа»

На 23 апреля больше других работ на конкурс представили жители Москвы — 400 вариантов дизайна и названия для «русской VISA». При этом самым популярным названием оказалась «Матрешка». Жители Московской области и Санкт-Петербурга отправили по 130 заявок. Среди них самым частым названием было «Русь».

Краснодарский край чаще предлагал «Россию» и «Росу», а также другие слова с корнем «-рос-». Также в топе регионов — Челябинская область с названием «Мир». Красноярский край больше других предлагал «Калиту». В Татарстане, по данным пресс-службы НСПК, доминировала «Победа». В Крыму — «Союз», в Башкирии — «Спутник», а в Ставропольском крае — «Народ».

Пресс-секретарь НСПК Елена Бочарова рассказала «Реальному времени», что, по последним данным, от Татарстана поступило 89 заявок. Еще 10 дней назад их было только 40.

На сайте конкурса есть возможность посмотреть работы. Журналисты «Реального времени» посмотрели 46 предложений от жителей РТ. Вариант с «Победой» встретился всего один раз. Зато обнаружились три «Эволюции», две «Веры», «Река», «Май», «Кладенец», «Акбаш», «Эгида», «Перелет», «Надежность», «Страна», «Баланс» и «Благодать». И даже достаточно «экзотические» названия: «Бабур», «Соболь», «Кедр» и «Тайга».

Тем временем наиболее популярными среди посетителей сайта стали названия из сложных слов, например, «Роскарта» и «Русмир». Можно выделить еще один способ назвать карту — написать несколько слов в одно по принципу хештега: «ОДИНРУБЛЬ», «ПУТЬКМЕЧТЕ», «КАРТАРОССИИ». А также аббревиатуры: РПС, НПК, НСПК.

Олег Воронин — руководитель PR-агентства Bernays (Москва):

— К неймингу предъявляются несколько требований: соответствие тематике или слово, за которым можно закрепить новое значение; одно слово или максимум два; необходимые звуковые ассоциации.

Из имеющихся вариантов мне нравится «Матрешка» — это вариант с прицелом на международный рынок. «Роскарта» по сравнению с остальными выигрывает, но безлика и отдает мертвым канцелярским языком. Некоторые предложения пафосны и солидны, но в случае с платежной картой вряд ли пригодны. Такой диалог будет достаточно странным:

— Чем расплатился?

— «Державой» (страной, верой, Россией, эволюцией, планетой, надежностью, соболем, вербой, кедром, тайгой, победой).

Владимир Журавель — креативный директор PR Branding agency PR2B Group, кандидат исторических наук:

— Конкурс на название НСПК носит исключительно имиджевый, пропагандистский характер. НСПК необходимо популяризировать, его основные конкуренты в России — Visa и MasterCard — уже раскручены и имеют свои целевые аудитории. Причем имя бренда работает только у Visa. MasterCard продвигается исключительно за счет продукта.

Нейминг — это не тяжело. Но его надо делать по правилам. Непрофессионалы о правилах нейминга даже не подозревают. Отсюда и результаты. Точнее, их отсутствие.

Обычно в комиссию входят люди «от станка», почетные доярки или другие известные «подписанты». Их задача — обеспечивать легитимность конкурса. В правильных конкурсах всегда участвует «страхующее» агентство, которое и выполняет всю основную работу.

Совсем недавно разгорелся и тут же затух скандал с названием LADA Vesta, придуманным вроде бы на таком же «народном конкурсе». Но слава создания почему-то досталась брендинговому агентству BrandLab.

Кстати, название совершенно некорректно с точки зрения истории. Вы помните, чем занимались весталки? И я тоже помню. Хотите такую машину? Но АвтоВАЗ, конечно, свою продукцию знает лучше.

Да, бывают и честные конкурсы без страховки, но результаты этих мероприятий плачевны. Например, недавний конкурс на создание туристического бренда Санкт-Петербурга. Логотипы, которые были выставлены на всеобщее обсуждение, не вызывали ничего, кроме жалости к великому городу.

 

Справка

Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (НСПК) — оператор национальной платежной системы. АО «НСПК» создано 23 июля 2014 года. 100% акций АО «НСПК» принадлежит Центральному банку РФ. В задачи системы входит обеспечение бесперебойности операций по картам международных платежных систем на территории России, построение и развитие российской системы платежных карт.

Внутрироссийские операции по картам всех платежных систем, в том числе международных, после 1 апреля 2015 года осуществляются через процессинг операционного платежного и клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК). В декабре 2015 года запланирован выпуск национальной платежной карты НСПК.

Ее название и логотип будут выбраны в результате всероссийского конкурса, первый этап которого завершится 30 апреля в 11:59 по московскому времени. Второй частью конкурса станет работа жюри. С 5 по 8 мая они будут формировать шорт-лист из названий и логотипов.

В жюри вошли зампред Центробанка по платежным системам Ольга Скоробогатова, глава НСПК Владимир Комлев, многократная чемпионка по синхронному плаванию Анастасия Давыдова, актриса Ирина Апексимова, писатель Сергей Лукьяненко, директор по маркетингу и коммуникации компании «Яндекс» Игорь Лутц, основатель и креативный директор студии «ДизайнДепо», главный редактор журнала «КАК» Петр Банков и директор по маркетинговым коммуникациям ОАО «МегаФон» Виолетта Зубкова.

После этого 12 мая работы выставят на народное голосование. Оно продлится до 22 числа. Итоги подведут в 12 часов 28 мая. Главным призом станет награда в 150 тыс. рублей. Также предусмотрен специальный приз — 50 тыс. рублей.

Юлия Красникова, Анастасия Юрьева

Источник: Реальное время